Интервью с Джозефом Робертсом: "Тело говорит правду"
Вот уже более сорока лет Мэрион Розен разрабатывает и практикует свою систему работы с телом человека. По её рукам видно, насколько полно она посвятила себя тому, чтобы помочь людям прочувствовать свои внутренние эмоции через полное расслабление мышц. На ее руках буквально стерлись отпечатки пальцев. Разработанный ею метод начинает работу с тела, а затем вовлекает в процесс ум. Когда тела клиентов расслабляются, Розен говорит им о том, что видит в их мышцах. По мнениям многих людей, с которыми она работала, мягкое расслабление тела и позволяет эмоциям и боли всплыть на поверхность. Ее клиенты говорят и иногда плачут. Мэрион Розен считает, что в теле хранится все, что пережито человеком - как осознанное, так и не осознанное; используя особые прикосновения, уникальные именно для Розен-метода, а также простое непосредственное общение, Розен и ее ученики стремятся дать телу возможность осознать правду о себе.
Как Вы начинали?
В Германии, когда мне было двадцать два года, я посещала занятия у женщины, которая занималась массажем грудной клетки совместно с практикующим психотерапевтом, принадлежавшим к школе Юнга. Они обнаружили, что если совместно с терапией проходила телесная работа, то им становилось легче получить доступ к чувствам клиента, и процесс восстановления протекал быстрее. Тридцать лет спустя, в Америке, молодая женщина стала расспрашивать меня об этой работе и попросила обучить ее. В процессе обучения с людьми, с которыми мы работали, стали происходить изумительные вещи. Вот вкратце и все о том, как развивался сам метод. Мы наблюдали за тем, что происходило с людьми, с которыми мы работали. Мы получили довольно большое количество информации о том, что происходит в том случае, если во время сеанса позволять клиентам полностью расслабиться и при этом не вмешиваться: такое состояние позволяет людям войти в контакт со своими чувствами. Часто мы имели доступ к их бессознательному, когда они соприкасались с тем, что пережито, со своими мыслями и чувствами, о которых совершенно позабыли. Неожиданно всё пережитое становилось доступным опять. Вместе с этим в людях могли произойти огромные перемены.
Разработана ли теоретическая база для Вашего метода?
Основным постулатом является то, что тело не лжет. Тело помнит мысли и переживания, которые действительно происходили. Оно не может их изменить никоим образом. Таким образом, иногда, когда мы задаем вопрос и отвечаем, используя мышление, мы можем повлиять на свой ответ, но тело, и дыхание в особенности, влиянию не поддаются. Происходит что-то спонтанное, то, что мы можем чувствовать руками. Мы можем получить доступ к переживаниям и чувствам, которые иным способом недоступны.
Опишите, пожалуйста, что Вы видите в теле, когда работаете на ком-то?
Когда я смотрю на тело, я представляю, как бы это тело могло выглядеть, если бы было совершенным, и затем я наблюдаю и вижу, что произошло, где существуют отклонения от идеала. Я уверена, что существуют напряжения, которые мы не могли проработать в то время, когда их проживали и мы помещали их в наше бессознательное при помощи мышц. Мышцы подавили чувства или знания о том, что произошло с нами и, следовательно, мышцы, продолжающие отрабатывать этот опыт, выглядят иначе.
Как движение соотносится с Розен-методом?
Движение показывает, где тело зажато. Например, ребенок обычно двигается очень свободно. Но если ребенок рос, проживая болезненный или пугающий опыт или испытывая чувства, которые надо было подавить, о которых нельзя было сказать, но которые хотелось выразить, то все мышцы будут постоянно зажаты и будут препятствовать свободному движению. Таким образом, когда мы наблюдаем за тем, как человек двигается, мы видим, когда он позволяет себе двигаться свободно, а когда нет.
Что испытывают клиент и практик, когда эмоции проявляются во время сеанса?
Практик чувствует усиление дыхания, чувствует или наблюдает изменения цвета лица и видит движение - моргание - иногда шумы в дыхании. То, что чувствует клиент - это действительно чувства - подлинные чувства - те, которые они испытывали во время травмы или трудностей. Это не те чувства, которые они надумали, а те, которые они в действительности переживали.
Как осуществляется связь между телом и сознанием?
Ну, когда Вы расслабляетесь и позволяете этим чувствам прийти к Вам, тело ощущает себя иначе, потому что процесс происходит не под давлением, и чувства, какие бы они ни были, могут быть выражены слезами, смехом, словами. Все, что происходит или только будет происходить, хорошо для клиента. Я не думаю, что люди думают об этом. Они плачут, потому что им необходимо плакать. И они будут плакать какое-то время или только говорить о том, как это было болезненно. Но они обретут этот опыт очень быстро. И затем, когда они будут вспоминать об этом, они почувствуют огромное облегчение. Как будто бы из скороварки выпустили некоторое количество пара. И когда он выходит, больше не слышно свиста.
Могли бы Вы рассказать подлинную историю о том, что происходит, когда приходит это знание через осознание?
Я работала с одним психиатром, очень недолго, возможно минут двадцать пять. Из-за узкой диафрагмы его живот сильно выдавался вперед. Пока я работала, он рассказал мне о том, что ему исполнилось девять лет, когда умер отец. Он работал с этими переживаниями около семи лет во время учебы. Пока я работала, он начал плакать и сказал, что будучи взрослым, никогда не возвращался к тому опыту ощущений, каково было ему, девятилетнему мальчику, осознавать, что «теперь ты глава семьи, теперь тебе надо присматривать за мамой и младшей сестрой и братом». И тогда я сказала: «Но мне только девять лет. Я не могу делать это, я не могу быть моим отцом. Я никогда не смогу сделать это». В реальности он был очень успешным, но всегда чувствовал себя недостаточно хорошим. После этого опыта прочувствования того, как все происходило, не путем анализа, а только через чувства, он стал ощущать себя совсем по-другому, Ему было очень хорошо. И когда он встал, то был сильно удивлен, увидев свой живот: его выступающий живот исчез. Диафрагма расправилась и вместо того, чтобы выдавливать живот, позволила животу занять такое изначальное положение, которое давало бы ей возможность двигаться вверх и вниз, так, как ей и полагается. Клиент сказал, что с трудом может поверить в то, что за двадцать минут он получил доступ к своим чувствам, хотя он работал в течение семи лет над этой ситуацией, но никогда ранее не испытывал то, что пережил будучи девятилетним мальчиком.
Объясните, пожалуйста, каким образом в Розен - методе используется разговор?
Когда я прикасаюсь к клиенту, я определяю по своим ощущениям, какая часть тела наиболее напряженная, какая не двигается и где нет дыхания, потому что в том месте, где мышцы зажаты, дыхание отсутствует. Мы можем это ощутить руками и увидеть глазами. И еще я очень внимательна к тому, что скажет клиент и к изменениям его внешности. Но я не задаю много вопросов.
О чем Вы говорите?
Я говорю больше утверждениями. Например, я говорю, что между лопатками сильное напряжение и это значит, что мышцы, ответственные за движение лопаток удерживают их на месте, то есть, если Вы хотите дотянуться до чего-либо, когда что-то делаете, то натыкаетесь на препятствие; препятствие потянуться и препятствие делать то, что Вам в действительности хочется сделать. Затем я даю время для осмысления сказанного. И иногда люди принимают это. Так, если это важно для них, они что-нибудь об этом скажут или могут начать более интенсивно, более глубоко дышать. Нами замечено, что в это время они соприкасаются со своими переживаниями. И иногда мы скажем «ну что же, твое дыхание пошло к плечам, похоже на то, что мы что-то затронули». Я могу сказать это, могу промолчать, в зависимости от того, как проходит диалог: Я озвучиваю изменения в теле или описываю те места, где есть локализации напряжения в теле, и того факта, что существует напряжение, например, в ногах, и оно удерживает их в определенном положении…
Что Вы делаете во время сеанса, если наружу выплескиваются боль и гнев?
Просто позволяю себе быть там. Боль иногда проявляется, когда расслабляются мышцы, которые долго были зажаты. Потому что когда они долго зажаты, то кажутся нам оцепеневшими, как будто они больше неживые. Когда они оживают снова, то сначала возникает боль. Но когда Вы освободитесь от напряжения и своей собственной эмоциональной боли - физическая боль уйдет.
Как развиваются утомленность и усталость?
Утомленность идет от напряжения, потому что мышечное напряжение это всегда работа. Вы постоянно работаете мышцами. Если много участков Вашего тела должны постоянно работать, то Ваша энергия растрачивается. Но когда Вы расслабляетесь, то не должны ничего удерживать. Вы не расходуете энергию, работая против себя самого. Когда тело работает в естественном режиме, то в нем чередуются напряжение и расслабление, расслабление и напряжение. Когда так происходит, тело не устает. Но с другой стороны, если Вы напрягаетесь, и напрягаетесь, и напрягаетесь, не отпуская себя, то возникает напряжение.
Что происходит, если люди дышат неправильно?
Создается много проблем, таких как недостаток кислорода, как напряжения - в различных частях тела - если диафрагме не позволять выполнять свою работу, она не сможет как следует массировать внутреннюю часть туловища тысячи раз в день. Таким образом, правильное дыхание необходимо для того, чтобы поддерживать тело в хорошей форме. Если мы не позволим себе этого из-за напряжения, то пользы не будет. Существуют другие дыхательные техники, такие как йога, медитация, в которых само дыхание становится методом соприкосновения со своим истинным Я. Мы думаем также, что позволить наладить дыхание до полного восстановления гораздо лучше, чем думать о том, как Вы дышите, и что Вы делаете. Мы только помогаем телу расслабиться и снять барьеры, которые не позволяют нам правильно дышать. Видите ли, мы можем говорить о правильном дыхании, но когда мы спим или когда работаем и не думаем о нем, мы перестаем дышать правильно. Но если препятствия, мешающие правильному дыханию, сняты, то мы начинаем дышать иным и более благоприятным для нас способом. И это действительно помогает телу чувствовать себя хорошо.
В моей жизни были периоды, когда я чувствовал всестороннюю поддержку во взаимоотношениях. Когда Вы говорите о Розен-методе, то мне кажется это очень похожим на создание пространства, в котором один поддерживает другого с нежностью и полностью принимая его в это пространство любви.
Точно. Во взаимоотношениях мы, конечно, надеемся на это, но очень часто, когда на нас давит очень большой груз, мы не в состоянии отдать себя полностью или принять то, что дают нам другие. Необходимо очень много делать для того, чтобы быть самим собой, не прятать свои чувства, не скрывать свои возможности, позволяя себе прикасаться к другому человеку и не испытывать страх.
Что Вы думаете о принятии и духовности?
Я чувствую, что это во многом является отражением нашей диафрагмы, как инструмента для дыхания. Вы знаете, что диафрагма должна напрягаться при вдохе и затем, когда вы выдыхаете, она должна полностью расслабиться и освободиться. Только так это может происходить, и возникает доверие. Клиент чувствует себя в согласии с самим собой, или с практиком, или со всем миром. Затем наступает следующая стадия, которая, как я думаю, наиболее важна, это стадия полного примирения, смирения. Когда Вы действительно хорошо себя чувствуете, что бы ни происходило. Вы можете себе позволить дышать полной грудью. Вы можете позволить своему телу быть открытым. Вы отдаете себя тому, что есть, и в этот момент Вы вверяете себя чему-то более высокому, чем Вы. Некоторые люди переживают это как вселенную - высшую силу - или как Бога, как бы они могли назвать это. Все люди действительно вовлечены в этот процесс и соприкасаются с чем-то высшим. Некоторые люди говорят: «Я чувствую такое умиротворение. Я чувствую себя так хорошо. Я чувствую себя так, как будто бы больше ничего не может причинить мне боль». Это то, что происходит в полностью свободном теле, когда произошло освобождение. И это, я чувствую, и есть наша связь с тем, что мы называем духовностью.